Опционы: самое понятное объяснение на примере автомобильной страховки.

Многим людям опционщики кажутся обладателями особой магии. Все дело в запутанных объяснениях и большом количестве терминов. На самом деле все параметры опциона крайне просты и осязаемы. Да-да, их можно пощупать. Удобнее всего это делать на примере автомобильной страховки.
1. Время (T)
Вы покупаете страховку на автомобиль. Какая будет стоить дороже? На месяц, на полгода или на год? Конечно, на год будет дороже. Почему?


Да просто за год у вас будет больше шансов разбить тачку, чем за месяц.
Так же и с опционом. Опционы с исполнением (экспирацией) через 3 месяца, стоят дороже, чем такие же опционы с исполнением через 1 месяц.
Страховой контракт на автомобиль заключается на какой-то период, опционный контракт также заключается на период. И там и там есть условия выплаты, если они выполняются, то вы получаете выплаты по страховке или по опциону. Если не исполняются, то не получаете.
Если за период вы не успели разбить тачку, то контракт сгорает, ваши страховые взносы остаются у продавца страховки и он вам ничего не должен. Та же история с продавцом опциона и с опционной премией (сумма, которую вы отдали за опцион).


Страховку на автомобиль мы покупаем один раз за период, и продать ее назад продавцу обычно невозможно без потерь и штрафов, а опционы торгуются каждый день. Поэтому каждый день цена страховки должна пересчитываться, чтобы ее можно было купить или продать каждый день по справедливой цене. Поскольку время постоянно уменьшается, то временная стоимость опциона тает.
Скорость, с которой тает временная премия опциона, называется Тета. Это один из так называемых «Греков». Обычно терминал, который умеет рассчитывать Тету, показывает сколько пунктов опцион теряет в день на испарении премии.
Чем ближе исполнение, тем быстрее тает временная премия. Это связано с тем, что определенность нарастает.
Есть целый класс трейдеров, который ориентируется на испарение опционной премии. Они либо продают опционы, до которых рынок, скорее всего, никогда не дойдет, либо строят такую конструкцию из разных опционов, чтобы движения рынка скомпенсировать и накопить как можно больше временной премии, которая тает.
2. Подразумеваемая волатильность (IV или Сигма)
Для какого водителя страховка будет стоить дороже: для того, кто постоянно бьет тачки, молодой, горячий, быстро ездит по Москве на старой гоночной машине с большим двигателем, или же для зрелого водителя со стажем безаварийной езды 10 лет, который ездит в Саранске на новом автомобиле с маленьким двигателем?
Способность выкидывать неожиданные фортели называется подразумеваемой волатильностью. Когда трейдеры выставляют заявки на опцион в стакан – они всегда подспудно ждут каких-то фортелей от рынка сообразно рыночной ситуации. Биржа по специальной формуле на базе этих заявок, а так же сделок рассчитывает волатильность по каждому опциону отдельно. Получается, что мы математически выявляем какую волатильность подразумевали трейдеры, когда ставили заявки в стакан. Прикол тут в том, что большинство трейдеров вообще не думает о волатильности, когда торгует и ничего такого не подразумевает, все подсознательно.
Не стоит путать подразумеваемую волатильность (которая считается из каждой цены в моменте и называется IV) с исторической волатильностью (HV). Для расчета исторической волатильности берут цены за период и считают на этом массиве Среднеквадратичное Отклонение. Оно к цене опциона никакого отношения не имеет. Если подставить его в формулу для расчета опциона, получается ерунда, как не крути. HV и IV практически всегда расходятся, а во время паники могут отличаться в десятки раз.
Для IV есть специальный «Грек», который на самом деле не является греческим символом: Вега. Эта производная показывает, на сколько пунктов изменится цена опциона, при изменении IV на один пункт.
Есть целый класс трейдеров, которые используют в торговле колебания волатильности. Для этого они стараются построить сложную конструкцию из разных опционов, таким образом чтобы скомпенсировать влияние на их позицию других параметров.
3. Стоимость базового или базисного актива (F)
Конечно же, страховка зависит собственно от стоимости автомобиля. На дорогой автомобиль страховка дороже, чем на дешевый и это логично.
Все опционы на бирже FORTS страхуют не автомобили, а фьючерсы. То есть базисным активом служит фьючерс. Цена на фьючерс постоянно меняется, так что и цена на страховку тоже должна меняться.
Стоимость фьючерса влияет на стоимость опциона сильнее всего. Для измерения этого влияния есть еще один «Грек»: Дельта. Эта производная показывает: на сколько меняется цена опциона при изменении цены фьючерса на один пункт.
Существует целый класс опционных трейдеров, которые торгуют направленно. Грубо говоря они предполагают, что точно разобьют тачку в ближайшее время, покупают страховку и получают выплату.
Тут весь кайф в том, что цена страховки может быть в десятки и сотни раз меньше, чем цена тачки. Таким образом, если фьючерс дает плечо примерно 1:10, то опцион на этот фьючерс может давать 1:1000 и больше. Так что, если вы правильно угадали направление и силу движения, то можно озолотиться как это сделал Нассим Талеб, удачно купивший перед кризисом опционы PUT.
Но страховщики (или продавцы опционов) тоже не дураки. Они стараются продавать опционы таким образом, чтобы не обогащать новоявленных Нассимов Талебов.
Для этого они продают либо контракты как можно дальше от рынка, такие контракты вероятность исполнения которых минимальна. Либо они стараются «захеджировать Дельту». То есть они покупают и продают такие опционы, которые в сумме по позиции дают нулевую Дельту. То есть при изменении цены фьючерса на один пункт, стоимость конструкции опционов не меняется. При этом на стоимость позиции влияет волатильность (Вега) и оставшееся до экспирации время (Тета). Волатильностью пытаются спикулировать, так как она себя часто ведет более предсказуемо чем цена фьючерса, а испарение времени можно только ждать.
Но и тут не все так шоколадно. Дело в том, что Дельта равна нулю только в каком-то диапазоне изменения цен. Если она за этот диапазон выходит, то счастья трейдера сразу же кончается. Приходится позицию «рехеджировать по Дельте», то есть снова добиваться нулевой Дельты. При колебании фьючерса в неудачной для трейдера – дельта-хеджера области есть риск наделать неудачных рехеджей и не то что не заработать но и потерять на этих сделках.
В связи с этим некоторые опционные трейдеры начинают городить оборот по Гамме. Эта производная показывает, на сколько, изменится Дельта при изменении цены фьючерса на один пункт. То есть трейдеры пытаются заранее учесть как будет себя вести позиция при выходе цены фьючерса из диапазона, в котором Дельта нулевая, а значит цена фьючерса на суммарную опционную конструкцию не влияет, при этом трейдер зарабатывает на колебаниях волатильности или таяние временной премии.
Когда вы слышите магические слова «Слегка Гамма-отрицательная стратегия» или «Слегка Гамма-положительная стратегия», то знайте: речь идет о том будет ли замедляться или ускоряться влияние цены фьючерса на ваш хэдж во время его движения в какую-либо сторону.
4. Страйк (X)
Когда вы покупаете страховку на машину, то важна еще сумма, на которую вы ее страхуете. Страховщик может предложить вам франшизу, например такую: «Ущерб меньше 10т.р. оплачиваете сами, а все что выше – платим мы». Или меньше 20т.р., или меньше 30т.р. Понятное дело, что чем больший ущерб я готов оплатить сам, без страховых выплат, тем дешевле страховка.
Так и с опционами. Чем дальше страйк от рынка, тем дешевле стоит опцион. Страйк – это цена до которой должен дойти фьючерс, чтобы вы смогли получить выплату по опциону.
Опытные водители знают, что с франшизой лучше вообще не связываться – нахлобучат. Потому-то наиболее активная торговля идет «около денег» (NM), то есть в тех страйках, в которых вероятность страховых выплат на данный момент максимальна. В тех страйках, в которых фьючерс колеблется именно сейчас.
В страйках, от которых рынок далеко, «вне денег» (OM) опционы дешевле. Они имеют только «временную стоимость», которая постоянно тает. Опцион «вне денег» на момент исполнения стоит ноль, т.к. страховой случай не произошел и страховщик никому ничего не должен.
С другой стороны, если фьючерс преодолел страйк опциона, то на нашем рынке покупатель опциона может потребовать экспирации в любой день. При этом ему должны поставить фьючерс по цене страйка. Если покупатель опциона закроет такой фьючерс то он получит выигрыш в виде разницы между страйком и нынешней ценой фьючерса.
Поэтому опционы «в деньгах» (OM) обладают реальной стоимостью, то есть разницей между фьючерсом и страйком. У опционов, которые слегка «в деньгах» может быть как временная стоимость, так и реальная. Они складываются.
У опционов глубоко «в деньгах» временная стоимость около нуля, так что учитывается только реальная.
Страйк в котором в данный момент находится цена фьючерса называется центральным.
 
5. Безрисковая ставка R
На стоимости как фьючерсов, так и опционов влияет «безрисковая» процентная ставка – под какой процент можно положить деньги в банк и зарабатывать без риска? Капитал всегда стремится туда, где больше заработок и меньше риска.
При спекулятивной ежедневной или даже ежемесячной торговле можно выставить этот параметр в ноль, так как он оказывает какое-то заметное влияние при операциях с опционами с годовым сроком исполнения и выше.
На этот параметр также есть «Грек»: Ро. Я пока не встречал и не слышал о трейдере, который бы сумел им воспользоваться.
 
Формула Блэка-Шоулза
Как я уже вскользь упоминал, существует некоторая формула для рассчета опционов. Это формула Блэка-Шоулза. Если у вас есть значения фьючерса, страйка, волатильности, времени до экспирации, безрисковой ставки, то вы можете это все поставить в формулу и получить значения опционов на рост (CALL) и падение (PUT). Из этой же формулы вы можете получить значения «Греков» (или же частных производных от этой функции): Дельта, Гамма, Тета, Вега и Ро.
Таким образом появляется «теоретическая цена» в доске опционов, она рассчитывается либо биржей, либо специальным биржевым терминалом, либо же специальным софтом или формулой в экселе.
Тут главная тонкость, это волатильность, ведь она рассчитывается на базе реальных сделок по конкретным опционным контрактам. Причем волатильность можно считать разными способами: методом подгонки под формулу Блэка-Шоулза, только в центральном страйке по формуле, взвешивая ее по разным страйкам, с учетом и без учета заявок и т.п.
Существует целый класс трейдеров, которые имеют свой уникальный способ оценки подразумеваемой волатильности, и торгуют отклонения от нее.
 
Заключение
Как видите, я не дал вам ни формул, ни графиков, ни синтетических стратегий. Все это есть в любой книжке по опционам, в любой статье. Если вы уловили бытовую суть опционов, то все это покажется вам элементарным!

PS: Очень жду отзывывов от маэстро Gnom -)

A PHP Error was encountered

Severity: Notice

Message: Undefined offset: 1

Filename: main/v_footer.php

Line Number: 25

Backtrace:

File: /home/infoption.ru/www/infoption.ru/application/views/main/v_footer.php
Line: 25
Function: _error_handler

File: /home/infoption.ru/www/infoption.ru/application/controllers/Base.php
Line: 38
Function: view

File: /home/infoption.ru/www/infoption.ru/application/controllers/Blog.php
Line: 229
Function: render_single

File: /home/infoption.ru/www/infoption.ru/index.php
Line: 300
Function: require_once