Конкуренция

Конкуренция — это такой процесс взаимодействия субъектов рынка в экономике, при котором борьба этих субъектов (рыночных организаций) приводит к улучшению сбыта продукции более успешного, сильного, передового (конкурентоспособного) предприятия. Развитие конкуренции на рынке, помимо возможности увеличения каналов сбыта, позволяет более конкурентоспособному предприятию получить возможность наиболее детально изучить потребности потенциальных потребителей и занять более высокую ступень на рыночной нише.

Конкурентная борьба позволяет:

  • выявить рыночную стоимость товара/услуги на данный момент;
  • установить новую рыночную стоимость товара/услуги;
  • рационально распределить прибыль с учетом различных издержек труда;
  • отрегулировать распределение имеющихся средств предприятия между различными отраслями.

Виды конкуренции

 

Существуют различные виды конкуренции. Классификация происходит по различным признакам (например, масштаб развития либо его характер и т.д.).

В зависимости от масштабов развития конкуренция бывает:

  • индивидуальная (на рынке присутствует один участник, целью которого является привлечение максимальной прибыли путем выбора наилучших условий купли-продажи товара/услуги);
  • местная (возникает, когда владельцы товаров/услуг пытаются поделить рыночную нишу);
  • отраслевая (предприятия, конкурирующие в одной отрасли производства, пытаются привлечь максимальное количество потенциальных потребителей с целью получить наибольшую прибыль);
  • межотраслевая (организации, конкурирующие в разных отраслях производства, пытаются завоевать наибольший сегмент потенциальных потребителей с целью максимизировать прибыль);
  • национальная (возникает на территории одного государства между отечественными производителями товаров и услуг);
  • глобальная (возникает на мировом рынке между предприятиями, хоз. объединениями и государствами разных стран).

В зависимости от характера развития конкуренция бывает:

  • свободная - возникает при отсутствии ограничивающего деятельность производителей гос. регулирования;
  • регулируемая - возникает в рамках госрегулирования;
  • ценовая - возникает в условиях «демпинга» - искусственного занижения цен на товары и услуги;
  • неценовая - возникает посредством улучшения качества производства и производимой продукции, системы менеджмента на предприятии и т.д.

В деятельности любой фирмы, намеревающейся занять лидирующие позиции и закрепиться на рынке, присутствуют следующие направления:

  • во-первых, это рыночная конкуренция с целью получения лучших поставщиков и лучшего сырья по приемлемой цене;
  • во-вторых, это борьба на рынке в области сбытовой политики;
  • в-третьих, это борьба среди потенциальных покупателей на рынке.

В зависимости от следования правилам равновесия на рынке конкуренция бывает:

  • совершенная конкуренция - базируется на следовании правилам равновесия на рынке: возможность выбирать «кому продавать и у кого покупать», возможность следовать свободной торговле без ограничений, однородность производимых товаров и услуг и наличие достаточно актуальной информации о продукции;
  • несовершенная конкуренция - основывается на пренебрежении предпосылками «конкурентного равновесия» и характеризуется неполной самостоятельностью производственных предприятий, дифференциацией производимой продукции (по различным отраслям экономики) и контролем за сегментами рынка.

В зависимости от спроса, предложения и их соотношения конкуренция бывает:

  • чистая - характеризуется большим числом продавцов и покупателей, абсолютно не влияющих на рыночные цены, взаимозаменяемой продукцией (большим количеством товаров-заменителей) и отсутствием силы рынка;
  • олигополистическая - относится к несовершенной конкуренции и характеризуется малым числом конкурентов, большой силой рынка, схожестью произведенных товаров/услуг и при этом присутствует одновременная ограниченность их количества;
  • монополистическая - относится к несовершенной конкуренции и характеризуется большим числом конкурентов, уравновешенностью конкурентных сил, дифференциированностью (отличительными качествами) товаров/услуг – их ценой, качеством, ассортиментом, силой торговой марки и т.д..

Следует учитывать, что на рынке, в принципе, не может существовать в совершенной конкуренции. В некоторых областях рыночная конкуренция может быть затруднена в связи со следующими факторами:

  • постоянные издержки в некоторых отраслях так высоки, что сэкономить на производстве (например, с помощью уменьшения затрат с одновременным увеличением производства) возможно только при условии, когда производитель работает в большом масштабе и занимает приличную долю на рынке;
  • активы, вложенные в основные средства производства – такие активы не могут быть переориентированы на другие производства и другой тип производимой продукции;
  • чрезмерные (даже избыточные) производственные мощности для максимального удовлетворения потребностей на товары/услуги.

Вышеперечисленные факторы являются предпосылками для образования монополий.

Монополию в зависимости от представленной ситуации можно интерпретировать как:

а) субъект хозяйственной деятельности, обладающий существенными преимуществами перед конкурентами;

б) состояние рынка, где лидирующую позицию (значительную долю рынка) занимает один производитель;

в) тип отношений в экономике, при котором у субъектов рынка появляется возможность «навязывать» свое мнение остальным участником рынка.

Виды монополий:

  • Естественная монополия (устойчивая монополия) – отрасль, в которой валовые затраты на производство товаров и услуг ниже, когда всю продукцию производит исключительно один товаропроизводитель, либо это отрасль, где осталась всего одна фирма вследствие конкуренции. А остальные предприятия не представляют собой никаких серьезных угроз для фирмы-монополии.
  • Искусственная – создается с определенной целью, все объекты отношений экономики оказываются в руках одного человека/предприятия.
  • Новаторская – возникает вследствие представления какой-либо компанией на рынок «новаторского», уникального товара, который конкурирующим компаниям довольно сложно повторить.

В зависимости от распределения капитала конкуренция бывает:

  • Внутриотраслевая конкуренция — это конкуренция на рынке между предприятиями одной отрасли с целью сотрудничества с лучшими поставщиками, закупки сырья по лучшей цене и менее затратного производства, а также сбытовая политика. Конечная цель внутриотраслевой конкуренции – получение прибыли и сверхприбыли.
  • Межотраслевая конкуренция — это конкуренция на рынке среди предприятий разных отраслей за получение возможности наиболее выгодного вложения капитала и его распределения. Конечная цель межотраслевой конкуренции – максимизация прибыли и рациональное ее перераспределение.

В зависимости от потребности, заложенной в основе самого товара или услуги, конкуренция бывает:

  • Горизонтальная конкуренция — это разновидность внутриотраслевой конкуренции; возникает между предприятиями, производящими одинаковый товар.
  • Вертикальная конкуренция — возникает среди фирм-производителей различных товаров, которые потенциальный потребитель может выбрать для удовлетворения одной и той же потребности.

В зависимости от соотношения предложения и спроса на определённый товар/услугу конкуренция бывает:

  • конкуренция продавцов (довольно высокая конкуренция в наши дни) - возникает среди предприятий, производящих определенную продукцию с целью завоевать больший сегмент потребителей и максимизировать прибыль;
  • конкуренция покупателей - возникает среди потенциальных покупателей, стремящихся приобрести определенный товар/услугу по более выгодной цене.

При изменении степени конкуренции продавцов обратно пропорционально меняется и степень конкуренции покупателей. Эти степени образуют период равновесия спроса и предложения. Вследствие увеличения данного периода цена будет определяться в большей степени затратами (издержками) производства.

A PHP Error was encountered

Severity: Notice

Message: Undefined offset: 1

Filename: main/v_footer.php

Line Number: 25

Backtrace:

File: /home/infoption.ru/www/infoption.ru/application/views/main/v_footer.php
Line: 25
Function: _error_handler

File: /home/infoption.ru/www/infoption.ru/application/controllers/Base.php
Line: 38
Function: view

File: /home/infoption.ru/www/infoption.ru/application/controllers/Blog.php
Line: 229
Function: render_single

File: /home/infoption.ru/www/infoption.ru/index.php
Line: 300
Function: require_once