iqoption

Как действует рыночная толпа: инструкция

Рынки — это великие творения. Они приводятся в движение эмоциями, которые порождает толпа. Вы сможете получить преимущество на рынке, если поймете, как поведение людей влияет на соотношение спроса и предложения и на конечную цену.

 

Если вы торгуете на рынке, являетесь ли вы одним из представителей толпы? В 2002 году Международная Федерация Технических Аналитиков провела в Лондоне одну из своих ежегодных конференций. На этом мероприятии собрались специалисты со всего мира. Они прибыли, чтобы послушать мнения коллег о новых подходах, техниках и большом количестве известных практик.

 

Первым выступил одаренный и уважаемый аналитик Дэвид Фуллер. Он подошел к трибуне, чтобы рассказать собранию о рынке. На его первом слайде было вступительное замечание: «Это просто толпа».

 

Многие из присутствующих никогда бы не стали описывать рынок подобным образом. Но это интересный взгляд на привычные вещи. Рынок — это толпа, феномен, или даже «существо», которое живет само по себе, и представляет собой нечто большее, чем просто совокупность отдельных частей. Рынок – великое творение, и приводится в движение эмоциями. Гюстав Лебон еще в 1895 году отмечал, что «толпа – это психологический феномен, а не физический».

 

Поведение толпы

 

Психологическое воздействие толпы происходит на подсознательном уровне. Оно несет доминирующий эмоциональный эффект, который вытесняет разум отдельных элементов.

 

Деиндивидуализация – это уродливый термин. Его идея в том, что личное сознательное мнение утопает в «эмоциональном цунами», которое вызывает толпа. Тони Пламмер выразил эту мысль так: «Толпа имеет собственный разум; поведение каждого индивидуума меняется под воздействием этого разума».

 

Общая эмоция толпы как раз и формирует поведение. Считайте это коллективной эмоциональной реакцией на все, что уже известно на рынке или будет известно в скором времени. Это то, что ощущают участники рынка. Известный специалист по анализу рыночных явлений Ральф Нельсон Эллиотт в своей книге «Закон природы» писал: «В двух словах, фондовая биржа — это творение людей, и поэтому она реагирует на их поведение», «Те, кто пытался разобраться с колебаниями рынка, терпели неудачу, потому что не понимали, в какой мере рынок является психологическим феноменом».

 

Мы обсудим роль поведения и его важность позднее. Те, кто пытается понять колебания рынка, с большей готовностью примут идею, что спрос и предложение лежат в «сердце» рынка или ценового действия. Это основы экономики. Они проиллюстрированы на рисунках 1–3.

 

Рисунок 1

 

Рисунок 1 показывает ситуацию на рынке, которую называют равновесием. Уровень спроса соответствует уровню предложения, то есть одна сторона готова купить товар по цене, за которую другая сторона готова этот товар продать. Рисунок 2 показывает дисбаланс спроса и предложения. Обратите внимание, что здесь спрос превышает предложение. Это значит, что участники рынка больше покупают, чем продают. По этой причине происходит рост цены. Рисунок 3 также показывает дисбаланс спроса и предложения, но в этом случае продавцов больше, чем покупателей, что приводит к снижению цены.

 

Рисунок 2

 

Рисунок 3

 

Нет ничего принципиально нового в вопросе корректировки цены из-за дисбаланса спроса и предложения, но это первый этап в развитии рыночной модели. Он отображает взаимосвязь этих элементов. Если дисбаланс спроса и предложения является причиной изменения цены, тогда цена также отражает лежащий в ее основе дисбаланс. Это проиллюстрировано на рисунке 4, где стрелка указывает на двустороннюю природу этой связи.

 

Рисунок 4

 

Что является причиной дисбаланса спроса и предложения? Поведение! Следующий этап модели включает поведение, как показано на рисунке 5. И снова существует взаимосвязь. Поведение участников влияет на дисбаланс спроса и предложения, что, в свою очередь, отражается на поведении.

 

Рисунок 5

 

Поведение, как объяснялось ранее, это эмоциональная реакция на все, что уже известно или ожидается на рынке. В основном оценка информации порождает поведение, и оно, в свою очередь, реагирует на усвоенную информацию, что добавляет еще одно звено в цепочку модели (Рисунок 6).

 

Рисунок 6

 

Эта цепочка еще не закончена, потому что цена сама по себе является информацией. По этой причине возникает связь, как на рисунке 7. Модель становится статичной, а процесс повторяется с положительной обратной связью. Хотя модель еще не готова, эта связь представляет важный этап.

 

Рисунок 7


Смена настроений

 

Новые идеи, сведения, также как и текущие данные являются новостями. А, значит, привносят свежие оценки и новые суждения. Все что меняет настроение или поведение – это новости. Они последнее звено, которое моментально превращается в информацию и может влиять на поведение. Как видно на рисунке 8, это внешний элемент. Он может вызвать различное поведение, то есть как негативную, так и позитивную обратную связь, поэтому модель становится динамичной. И процесс постоянно повторяется.

 

Рисунок 8

 

Помимо демонстрации рыночного процесса, модель можно адаптировать для иллюстрации еще одной важной идеи, которая вызывает споры и во многом неправильно понимается. Гипотезу эффективного рынка принимают в академических кругах, хоть и подвергают сомнению. Также ее часто игнорируют или вовсе отрицают профессионалы в сфере инвестиций. Она не имеет отношения к эффективности в работе рынка, но говорит об эффективности изменения цены при выходе новостей, то есть, как быстро и насколько сильно цена меняется под воздействием новой информации.

 

В 1970 году Юджин Фама опубликовал статью, в которой были рассмотрены три уровня эффективности: слабый, средний и сильный. Под слабой эффективностью подразумевалось, что «цены полностью отражают информацию, которая касается всех предыдущих колебаний». Для иллюстрации мы взяли рисунок 7, заменив двойные стрелки на одиночные. Они более уместны для обозначения непрерывного потока информации (рисунок 9).

 

Рисунок 9

 

Средний уровень сформулирован так: «цены реагируют моментально и объективно в отношении новой опубликованной информации». На рисунке 10 вы можете видеть этот информационный поток. Здесь термин «новости» следует заменить на «публичные данные».

 

Рисунок 10

 

На сильном уровне «цены отражают всю информацию, включая данные, которые еще не доступны публично». Здесь на схеме нужно поставить «все данные» вместо «публичных».

 

Заключение

Цель этой статьи не в том, чтобы обсудить гипотезу эффективности рынка. Если такая адаптация модели легко прояснит практикующим людям ряд важных вопросов, это добавит объективности ее структуре. Важно понимать что, будь то психологическая модель или информационная, нужно следить за ценой. Цена — это явление, количественный показатель всего процесса и обоснование для изучения ценовых действий.