iqoption

Как научиться учиться

Был жаркий солнечный день, голубое небо без единого облачка, молодые девчата изобиловали своей природной красотой, а парни хвастались перед ними мускулистыми телами. Ах, лето! Прекрасная пора!

 

Именно в этот день мне довелось встретиться со старой приятельницей, с которой мы не виделись уже более полугода. Проведя некоторое время в местной ресторации, у Жанны возникла мысль: “А пойдём-ка, Максим, покатаемся на велосипеде. Погода шикарная. Вечером солнце не так сильно обжигает. Посмотри какая набережная красивая. Да и настроение подходящее…” Не долго думая мы нашли ближайший прокат велосипедов. Заполнив все бланки, я махом сел на сидушку и закрутил педали что есть мочи (просто давненько не катался, захотелось сразу же получить весёлых ощущений как в детстве). Проехав достаточное расстояние я обернулся и не обнаружил позади себя Жанну. Вернувшись к месту проката я наблюдал жалкое зрелище того, как она не могла тронуться с места. 

“Жанна, что-то не так с велосипедом? Давай поменяем”, - сказал я. 

“Да нееет. С великом-то всё в порядке. Просто… Максим… Научи меня кататься.”

“ЧТО?! Ты шутишь?! Тебе ведь 20 лет, и ты не умеешь кататься на велосипеде?!”, - недоуменным голосом произнёс я. 

“Почему же не умею. Умею… точнее в детстве каталась пару раз… А сейчас почему-то не получается…”,- невинным голосом промурлыкала она. 

 

Ох уж эти девушки. Как же с ними интересно жить на этом свете :-) Остаток вечера был потрачен на ‘спецкурс молодого бойца’. С горем пополам мне удалось научить Жанну трогаться с места. Никогда не думал, что процесс обучения может быть настолько сложным. А может ученик попался излишне ‘талантливый’?..

 

Обучение. Кто-нибудь задумывается о том, что скрывается за этим словом? Ведь это явление окутывает абсолютно каждого человека на нашей планете. Если с дорогими шмотками, пантовыми машинами, длиннющими яхтами и частными самолётами большинство живущих на Земле никогда не сталкивается в своей жизни, то без обучения невозможно представить жизнь человека. C самых малых лет человек начинает беспрерывный процесс обучения: мы учимся ходить, говорить, рисовать, читать, взаимодействовать с другими людьми, изучаем нормы морали и поведения, обучаемся какому-либо виду спорта, учим различные языки… и, конечно же, учимся зарабатывать деньги. Его Величество Доллар настолько глубоко засел в умах всего человечества, что люди готовы тратить огромные ресурсы ради того, чтобы удостоиться чести прикоснуться к Нему и подержать Его в руках. Словно одурманенные, они искренне веруют в то, что человеческое счастье на 100% скоррелированно с количеством денег в кармане (больше денег - больше счастья).

 

Я не знаю, хорошо это или плохо, но факт на лицо. Развелось просто немыслимое количество платных семинаров, тренингов и курсов, - и не только по зарабатыванию денег, - которые вызывают только улыбку. Самый нелепый, на мой взгляд, который я видел в своём городе, называется “Как выйти замуж за миллиардера?”. Да-да, не за миллионера, а именно за миллиардера. Наверно те женщины, которые ходят на такие мероприятия размышляют что-то наподобие: “Нееееееее, миллионер - это уже попсово, миллионом уже не удивишь, это не для меня, это для Наташки. А я ж Катрин - женщина статная, видная, желанная. Мне нужен сундучок побольше”. Самое смешное, что данный семинар проводит мужчина! Если учесть, что я доверяю только тем преподавателям, которые имеют практический опыт в течение как минимум пяти лет, сдаётся мне, что преподаватель-то гомик, чёрт его дери. 

 

Ну да Бог с ними, с этими миллиардерами. Вернёмся с небес на грешную землю, и поговорим о простых смертных. 

 

Школьная скамья

 

Многие думают, что обучение в классическом его понимании начинается с получения образования в школе. Если иметь в виду, что в школе мы просто-напросто учимся взаимодействовать с другими людьми, - тогда бесспорно, от этого есть настоящая польза, которая помогает в дальнейшей жизни. Если иметь в виду, что в школе мы получаем знания по изучаемым дисциплинам, которые помогают в дальнейшем именно жить, а не выживать, - здесь можно поспорить. Учителя и родители безустанно твердят, что если мы будем ‘плохо учиться’, то наша судьба предрешена: бомж на вокзале.

 

Например, у меня не было задатков к изучению математики или физики. У меня были задатки в спорте, которые видел мой тренер, но не видели мои родители. Я обожал ходить на тренировки и ездить на соревнования. Среди сверстников мои успехи явно выделялись. Но родителей не волнуют искренние желания и наклонности детей. Они хотят только ‘пятёрок в школе’. Когда была подготовка к  школьным выпускным экзаменам, они запрещали мне ездить на соревнования. В итоге ни профессионального спортсмена, ни выдающегося математика из меня не получилось (замечу, что я нисколько не осуждаю своих родителей, и благодарю их за то, что они оберегли меня от многих жизненных невзгод).

 

Конечно, есть очень маленький процент детишек, у которых есть искреннее желание обучаться определенному предмету ещё со школьной скамьи, например математике или биологии. Я только ЗА, чтобы развивать в них эти задатки. Но это встречается крайне редко: чтобы родители видели наклонности своих детей и способствовали дальнейшему их развитию. 

 

Вот и вырисовывается одна из самых распространенных ошибок в процессе обучения с самых малых лет: нас через силу заставляют изучать то, что нам не интересно. Интерес к определенным дисциплинам появляется ближе к 20 годам, когда есть чёткое понимание того, что данный предмет может по-настоящему пригодится в дальнейшей жизни. Ребенка следует воспитывать, развивая задатки, которые у него есть. Подгонять человека под какой-то социальный образец опасно. Многие родители, планируя судьбу своих детей, часто заставляют их добиваться того, чего не добились сами. Но это же наши дети, и у них наши же особенности! В процессе воспитания следует давать детям побольше воли, предоставлять им хорошие возможности, и они сами смогут развить свои способности и выбрать свой вид деятельности.

 

Университет - храм науки

 

С недавних времён ВУЗы России стали платными поставщиками образовательных услуг. Это, конечно, вызывает массу негодования. Представителей университетов уже не волнует успеваемость студентов. Не редко возникают моменты, когда студентов без академических задолженностей по семестру не допускают до сессии, если они вовремя не заплатили за обучение (на данный момент я обучаюсь в ВУЗе и происходит именно таким образом). Получается, человек нормально учиться, без проблем сдаёт все контрольные, но маленькая оплошность в виде просроченного платежа не позволяет ему сдавать экзамены. Разве это не абсурд? У меня даже созрел слоган для ВУЗов страны: “Хороший студент - платежеспособный студент! Нет денег - возьми кредит!”. 

 

Как это не прискорбно, но сфера высшего образования превратилось в самый обыкновенный бизнес по выуживанию денег у населения. Ведь нам громогласно заявляют: “Не будет высшего образования - не будет хорошей работы. Без диплома будешь работать дворником” (в школе пугали бомжами, в ВУЗах планку повысили до дворника…молодцы, “отличная” мотивация). Но если человек не получил высшего образования, разве это означает, что он разучился думать? Например, многие мои знакомые без высшего образования (либо те, которые кое-как защитили диплом) неплохо устроились в социальной иерархии, и живут не менее полноценной жизнью, по сравнению с теми, у кого на руках имеется красный диплом. 

 

Но, что-то меня понесло в сторону… вернёмся обратно.

 

С обучением в университете дела обстоят не намного лучше, чем в школе. Потому, что для большинства абитуриентов будущую специальность выбирают кто?!… естественно родители. И я не исключение из данного правила (только в моём случае речь идёт о колледже, но сути дела это не меняет). Конечно, есть небольшое количество ребят, самостоятельно выбирающие себе будущую специальность, которая действительно их привлекает. Но этот процент ничтожно мал (по крайней мере, среди моих одногруппников, и ребят из других групп, таких было всего человек 5-7). 

 

На самом деле, университет/колледж - это прекрасный момент в жизни каждого. Только нужно грамотно использовать то время, которое проводишь в этих стенах. Если студент осознанно выбрал специальность - вопросов нет, изучай преподаваемые дисциплины и развивайся в данной отрасли, ведь спрос на грамотных инженеров, программистов и врачей всегда будет высоким. 

 

А что делать тем, у кого нет желания сводить дебит с кредитом, или изучать устройство синхрофазотрона? Есть несколько вариантов:

 

  1. 1. Наперекор родителям перевестись после первого курса на интересующую тебя специальность. Они побузят некоторое время, но если ты сумеешь привести обоснованные доводы своего выбора, то перестанут нервничать по пустякам.
  2. 2. Пойти у родителей на поводу и продолжать учиться на неинтересной специальности, но при этом устроиться на работу после первого курса. Таким образом можно разбавить скучные для тебя пары (которые ты всё равно будешь прогуливать) оплачиваемым физическим трудом.
  3. 3. Как можно интенсивнее знакомиться с другими студентами, и не только из параллельных групп, но также и с других факультетов, и со старших курсов. Каждый день как минимум с одним незнакомым человеком. Прокачанный навык коммуникации очень помогает в дальнейшей жизни.

 

  1. Я считаю, что умение грамотно общаться с людьми гораздо важнее, чем, например, умение высчитывать сложные логарифмы. На крайний случай, если ты умеешь грамотно вести беседу, то сможешь договориться с другим человеком о том, чтобы он помог тебе высчитать этот самый логарифм.
  2. Но, вы же понимаете, что это просто оправдание моих математических ‘способностей’ :-)
  3. Посмотрите, например, на Григория Фишмана, и вы поймёте, что изучение математики и программирования помогают добиться непревзойдённого успеха в жизни. 

 

Обучаясь в колледже, я выбрал именно третий вариант. Да, я частенько прогуливал пары, но не терял время понапрасну. В это время я общался с незнакомыми мне людьми. Конечно, не все из них были адекватными, но частенько попадались очень толковые ребята, с которыми мы общаемся и по сей день: делимся друг с другом идеями, мыслями, успехами и промахами, заряжаем друг друга энергией для улучшения результатов и достижения новых целей. 

 

В идеале нужно осуществить все 3 пункта: перевестись на интересующую тебя специальность + устроиться на работу + успеть завести как можно больше новых ‘связей’. Таким образом, по окончанию университета ты будешь далеко впереди своих сверстников по многим факторам. Но проблема ‘идеала’ в том, что его почти невозможно достичь, к нему можно только стремиться. 

 

Самообразование - залог успеха

 

Это единственный вид образования, который осуществляется полностью осознанно. Немногочисленное количество молодых людей начинают заниматься самообразованием на старших курсах университета. Ещё немного людей понимают необходимость и важность такого вида обучения после 25-30 лет. Ну а подавляющее большинство окружающих нас с вами людей вообще никогда не задумываются о том, что это один из способов, который может помочь выкарабкаться из той ‘дыры’, в которую они сами себя загнали (нелюбимая работа -> дом -> тошнотворная работа -> дом -> вечное нытьё, что во всём виновато государство -> воспитание своих детей по образцу своих родителей -> эти дети вырастают и поехали заново: неинтересная работа -> дом - проклинаемая работа -> дом -> нечем выплачивать кредит за машину -> это виноваты банкиры… и так до бесконечности). 

 

Если из школы и университета большинство из нас, по большому счёту, может извлечь только одну единственную пользу, - научиться грамотной коммуникации, - то у самообразования совсем другое предназначение. Когда человек принимает решение самостоятельно что-либо изучить, - он априори на шаг впереди тех, кто даже не задумывается о том потенциале, который заложен в таком виде обучения. 

 

Откуда у людей возникает желание что-то изучать самостоятельно? Конечно, существует уйма факторов, которые заставляют людей предпринимать такие шаги. И от этих факторов будет зависеть не только изучаемые предметы и дисциплины, но также и способы изучения данной сферы. Я хотел остановиться только на одной сфере, самой популярной и волнующей абсолютно всех: сфера зарабатывания денег.

 

Мы все живём в материальном мире. Все те красивые слова, которые мы слышим с телеэкранов, мол: “Да здравствует демократия! Мы все равны! У всех должны быть равные права! Голосуйте за меня и ваша жизнь станет лучше…”, - это всё сказки для тех, кто вообще не отображает действительности. Чтобы убедиться в том, что демократия - это завуалированный термин, за которым скрывается жесточайший капитализм, - просто оглянитесь вокруг, сидя в машине в час-пик. Почему одни товарищи сидят в Мерседесе за 7 млн рублей, другие в Ауди за 3 млн рублей, третьи в корейском авто за 700 тысяч, а все остальные вообще идут пешком к ближайшей станции метро? Всё это и называется ‘материальный мир’. За всё в этом мире нужно платить. Никакого равенства не существует и вряд ли вообще будет существовать. Идёт постоянная борьба за материальные ресурсы. Мы все хотим похвастаться на встрече выпускников перед бывшими одногруппниками новеньким Мерседесом (инстинкт доминирования от наших предков никуда не делся). Вот и возникает желание научиться зарабатывать больше, чем остальные. Желание-то возникает у всех. А конкретные действия по самостоятельному изучению данного вопроса предпринимают единицы. 

 

Один из законов экономики гласит: спрос рождает предложение. Сказано - сделано! Раз у всех возникает желание научиться зарабатывать деньги, то на рынке появляются люди, которые пытаются (не искренне хотят помочь, а именно пытаются) удовлетворить данное желание. Они пишут толстенные книги, проводят онлайн вебинары, организовывают различные тренинги, семинары и курсы. Эти ‘коучеры’ множатся с невероятной скоростью. И у людей, которые хотят чему-то научиться, возникает резонный вопрос: “Кого выбрать? К кому пойти учиться? Вот этот мужчина прекрасно говорит и доходчиво объясняет. А вот тот утверждает, что разработал уникальную методику того, как 100 долларов превратить в 1 миллион… Хммм. Вот это дилемма! А может просто прочитать несколько книжек по данной тематике?…” 

 

Как человек, который давно ощутил на себе все прелести самообразования, хочу поделиться своим жизненным опытом о том, на что нужно обращать внимание, как не попасть в просак с ‘великими Гуру’ и остаться довольным от потраченных денег.

 

Первое и самое главное, перед тем как самостоятельно изучать новую для себя сферу (или новый предмет), - это выяснить желаемый конечный результат. Например, перед изучением психологии, я записал на бумагу следующее: “Зачем мне нужно изучать данную дисциплину? Что может быть интересного в этой психологии? Психология сможет помочь мне разобраться со своим нутром; я смогу понять, что побуждает меня к совершению тех или иных действий, когда я нахожусь за терминалом; я пойму, почему не дожидаюсь нужных сигналов и постоянно тороплюсь совершать сделки; узнаю, откуда берётся желание отбиться и почему включается тильт. Значит, как следствие всего этого, изучение психологии поможет мне остановиться ‘сливать’ деньги”.

 

После того, как вы прописали в мельчайших подробностях все ‘плюсы’ от изучения новой сферы (новой дисциплины), ваш мозг будто ‘расцветает’. Непроизвольно включается энтузиазм, который побуждает к следующему шагу: выбрать способ обучения. 

 

Итак, приведу несколько способов обучения, которые проверил лично на себе во многих сферах, включая сферу фондового рынка:

 

DVD видео-урокиНастоящую пользу от данного способа обучения можно извлечь только в одном единственном случае - если автор умеет интересно преподносить информацию. Не имеет значения качество информации: она может быть эксклюзивной и действительно очень полезной. Но если автор видео-уроков пытается объяснять материал нудным и скучным голосом - никакого толку от обучения не будет. Уже давно доказано и проверенно на практике, что человеку важно не то, что ему говорят, ему важнее то, как ему это говорят (т.е каким тембром, с какой громкостью, с каким выражением, с кокой интонацией, насколько уверенно произносятся слова, даже специальные паузы перед важными фразами помогают легче уловить суть сказанного).  

 

Поэтому, прежде чем покупать DVD, нужно обязательно просмотреть бесплатные видео-уроки данного автора. А бесплатные видео-уроки всегда есть, штук 5-10 (ведь нужно каким-то образом ‘завлечь жертву’). Если изначально человек не ‘вкладывает душу’, - экономит на микрофоне, говорит без эмоций, забывает слова и путается в терминах, - то в 90% случаев то же самое будет и в платном DVD. Итог известен заранее: вы будете огорчены от потраченных денег, и нелестным образом отзовётесь об авторе на всевозможных ресурсах.

Есть ещё один интересный момент с платными DVD: все новинки в той области, которую вы начали изучать, внедряются на западе. Соответственно, и обучающие DVD с эксклюзивным контентом появляются на английском языке. А на просторах СНГ аналоги, или просто копии с российским переводом, появляются спустя лишь несколько месяцев, когда данная информация не так сильно актуальна. Поэтому, чтобы быть в курсе действительно эксклюзивной и полезной информации - начните с изучения английского языка :-)

 

КнигиКакой бы предмет вы не захотели изучить, вы всегда сможете найти как минимум одну книгу по данной тематике. А на самом деле существует сотни, если не тысячи, различных учебных пособий в той или иной области. Как же выбрать достойную книгу, чтобы не тратить понапрасну кровные деньги, и, что гораздо важнее, драгоценное время на изучение написанного?

Есть только один проверенный метод - приобретать те книги, которые рекомендуют ваши друзья. Если ваши друзья не имеют привычки читать книги, то можно прислушаться к рекомендациям тех людей, с которыми у вас схожа жизненная философия (ваш любимый блогер, либо тот, кого вы считаете авторитетом в данной области). Не стесняйтесь спрашивать у людей про книги. Мы все любим рекомендовать друг другу по-настоящему достойных авторов.

Нужно упомянуть отличительную особенность данного способа обучения. На самом деле, это очень сложный вид обучения, потому что при чтении книг, мы заставляем наш мозг ‘работать’. А в природе сложилось таким образом, что организму ‘работающий’ мозг совсем не выгоден. В режиме ‘включено’ наш мозг начинает потребляет в 2 раза больше энергии. А зачем организму излишнее энергопотребление? Именно поэтому мозг любыми способами пытается ‘выключится’: появляется сонливость, возникает рассеянность, хочется пить и кушать. Как же интересно мы с вами устроены, правда?  Вроде хочешь использовать потенциал мозга чуть больше обычного, ан нет, организм целенаправленно сопротивляется, чтобы ‘включенный’ мозг не потреблял много энергии.

И те люди, которые учатся только по книгам, не прибегая к посторонней помощи, в большинстве случаев превращаются в настоящих мастодонтов. Таких людей будет очень сложно сдвинуть с пьедестала почёта, потому что они научились справляться со своей физиологией, они через силу ‘включают’ свой мозг, даже если он сопротивляется изо всех сил.

 

Индивидуальное обучение
Самый сложный способ обучения в плане его реализации. Почти невозможно найти человека, который согласился бы искренне раскрыть все свои секреты незнакомому человеку (даже за деньги). Лично мне посчастливилось пройти индивидуальное обучение, не заплатив за это ни рубля.

Был старший товарищ, кстати, с которым я познакомился благодаря платному семинару, который сам захотел показать мне свои наработки в трейдинге. Он искренне хотел поделиться своим опытом абсолютно безвозмездно. В течение месяца я просто сидел справа от него, и наблюдал за всеми его действиями. Я молча сидел, а он сам всё комментировал. Тогда я не осознавал, да и он наверно тоже, что это и было самое настоящее индивидуальное обучение.

Максимальный эффект от такого способа обучения возможен только в том случае, если ментор и ученик находятся на ‘одной волне’: у них одинаковая жизненная философия, одинаковые интересы, одинаковые вкусы и предпочтения. Эффект от такого взаимодействия просто сокрушительный: ментор структурирует весь свой опыт и улучшает таким образом свои навыки, а ученик максимально быстро и легко усваивает уроки. 

К сожалению, почти все ‘коучеры’, осуществляющие индивидуальное обучение ставят перед собой цель ‘срубить бабла’. При таком подходе, вы и так прекрасно понимаете какого качества будет данное обучение. А если учесть, что индивидуальные уроки всегда дороже групповых, - то вы огорчитесь вдвойне.

Как понять намерения того, кто предлагает индивидуальное обучение? Всё просто: тот, кто предлагает такое обучение за деньги, изначально хочет заработать. А вот наши старшие товарищи, друзья и родственники такой целью не озадачены. Как я упоминал раньше, прокачанный навык коммуникации очень помогает в жизни, и особенно в данном вопросе. Если сумеете грамотно и без навязывания своих интересов попросить друзей, товарищей, родственников о помощи в изучении интересующей вас темы (в которой они уже добились успеха), - то, скорее всего, получите высококачественное индивидуальное обучение. Если у вас нет таких знакомых - меняйте своё окружение. Как это сделать? Знакомьтесь с новыми людьми. И опять всё упирается в прокачанный навык коммуникации, будь он не ладен :-)

 

Семинары/тренингиСамый неоднозначный способ обучения. Пройдя обучение у одного и того же ‘коучера’, одни люди проклинают его, а другие люди готовы носить его на руках. Забавно ещё то, что те люди, которые изначально преклонялись перед ‘коучером’ во время семинара, через месяца 3-4 начинают его точно также проклинать из-за своих неутешительных результатов. А что вы хотели, дорогие друзья? Ничего личного, просто бизнес. Вы заплатили деньги, а кто письменно и с печатью на бланке гарантировал вам положительные результаты в долгосрочной перспективе?  

Самая главная цель у любого семинара - это зарабатывание денег. Даже любой бесплатный семинар - это ПиаР своего платного семинара.

Вы можете подумать, что я против платных семинаров. Отнюдь нет. Мне очень нравится посещать такие мероприятия. Но, в отличие от большинства, моя главная задача от посещения семинара - это познакомиться как можно с большим количеством единомышленников. Я уверяю, что эти новые знакомства приносят гораздо больше пользы в долгосрочной перспективе, чем просто прослушивание лекций от ‘коучера’.

Я не тешу себя надеждами, что поле семинара стану миллиардером, и всё такое прочее. Но ведь у подавляющего большинства именно такая установка в голове! Вот и получается, что на таких людей воздействует магическая харизма лектора, и они искренне веруют в то, что ‘коучер’ данного семинара заинтересован в конечных результатах каждого ученика. Нет, нет, и ещё раз нет! ‘Коучер’ может быть заинтересован в конечном результате каждого ученика лишь в одном случае - если будет принимать оплату только после обучения, когда каждый ученик на практике докажет работоспособность преподаваемой методики. А таких способов оплаты за семинары я не встречал ни разу.
В реальном секторе существуют компании с такой бизнес-моделью, которые берут деньги за свои услугу после достижения желаемых результатов каждого клиента. И такой подход мне очень нравится. А теперь представьте, если то же самое внедрить, например, в сферу платных семинаров, посвящённых фондовому рынку. Да такой вид бизнеса, - платные семинары, - просто исчезнет в одно мгновение. Потому, что на таких семинарах рассказывают про графики и риск-менеджмент. На них не рассказывают самого главного - что деньги ‘сливаются’ не из-за графиков…. Те, кто меня читает с самого начала, уже давно знают из-за чего ‘сливаются’ деньги :-)

На самом деле, об этих платных семинарах и тренингах я могу написать ничуть не меньше, чем вы уже успели прочитать в данной статье. Наверно, я так и поступлю. Оставлю небольшую интригу (все ведь хотят узнать моё отношение к семинару АМГ), и в отдельной статье, в мельчайших подробностях, освещу свой опыт по данному вопросу.

 

Инвестирование в своё образование окупается с лихвой и приносит ощутимые дивиденды на протяжении всей оставшейся жизни. Но, как и любая другая инвестиция, она может принести значительные убытки. Поэтому, отнеситесь грамотно к данному вопросу.

 

Кто-то скажет: “А зачем вообще платить за информацию? Книги и видеозаписи семинаров давно есть на торрентах абсолютно бесплатно!” Так уж устроена человеческая сущность, что мы ценим только то, за что заплачено. Я не буду утверждать, что нету людей, способных с полной ответственностью изучать и внедрять на практике то, что досталось им бесплатно. Конечно, такие есть. Но не думаю, что вы к ним относитесь. За всё в этой жизни нужно платить. Прежде, чем получить что-то значимое, нужно сначала отдать что-то значимое. Так устроена наша Вселенная. И даже ‘слитый’ депозит - это плата за обучение, это плата за приобретение бесценного опыта.

 

P.S. Я учусь у каждого, кто делится со мной своими мыслями. Если у кого-то из читателей есть желание высказать свое согласие или несогласие с моими тезисами, буду очень признателен. 

 

Благодарю за внимание.
Макс Скочински.